Если Отчизна тебя не просила, зачем ты полезла в траншеекопатель?
21.05.2014 в 14:09
Пишет elfquest official:Статья из цикла "женщины в истории комиксов" от Даркхорс. Венди Пини.
-----------
Оригинал статьи: bleedingcool.com
Перевод статьи: jet
Статья подготовлена для elfquest.ru
-----------
C 1978 года мир Эльфквеста вдохновляет поколения читателей, бередит умы и подстёгивает к творчеству. С тех пор этот мир постоянно рос и развивался, перемещаясь с одной издательской платформы на другую, демонстрируя многообразие возможностей, доступных жанру комикса. Переходя из рук мейнстримовых издателей к самостоятельному изданию, веб-комиксам, теперь Эльфквест снова на бумаге в новом воплощении от Даркхорс: Эльфквест: Последнее Путешествие.
Венди Пини – художница и соавтор Эльфквеста. Вместе с мужем, Ричардом Пини, они прошли весь этот путь, испытали на себе все превратности комиксоиздательства, одними из первых изучили, что значит создавать авторский комикс. Венди Пини – не просто очередная фигура из номинации "женщина месяца" мира комиксов, она – настоящий архитектор истории комиксов и во многих отношениях первопроходец. Сегодня Венди Пини беседует с нами в рамках нашей колонки Bleeding Cool, где делится своей мудростью и откровенно рассказывает обо всём, чему научила её работа над Эльфквестом, о роли женщин в комиксах и о своих наблюдениях о развитии индустрии комиксов.
Но прежде, чем мы начнём, давайте взглянем на настоящее сокровище, оригинальный "промо" рисунок, который Венди Пини предложила на суд ДС и Марвел в 1977 году, за год до начала публикации в 1978.

читать дальшеХанна Минс-Шэннон: Венди, ваш опыт мире комиксов наверняка настолько обширен, что я даже не знаю, с чего начать. Начну с начала. Вам самой или другим в 1978 году казался необычным тот факт, что вы, будучи женщиной, решили делать свой комикс?
Венди Пини: Нет, мне не казалось, потому что я рисовала комиксы для себя с самого детства. Я брала рулон туалетной бумаги и рисовала цветными карандашами комикс, который разворачивался, словно свиток, где каждый квадратный листок отводился под новую сцену. Я всегда обожала анимированные мультфильмы, и, должно быть, уже в юном возрасте понимала, что комиксы и мультфильмы как-то связаны. Став подростком, я открыла для себя фанатское сообщество, где и встретила друзей, других фанатов, таких как Гэри Уолкер и Фред Паттен. Благодаря им я вступила в своеобразную игру, любительское издание комиксов через АРА (Amateur Publishing Associations = Ассоциации любительского книгоиздания, - прим.перев.) и фанзины. То было время сиреневых оттисков спиртовых гектографов, где, как мне тогда казалось, нужно самому рисовать каждую точку своих скринтонов. Ха-ха! Да, как женщина, в том зоопарке я была редкой зверушкой.
Но к началу 70-х годов, уже став профессиональным иллюстратором научной фантастики, я встретила много превосходных авторов женщин и художников, как профессионалов, так и любителей. (Среди них можно назвать Алисию Остин, Бьё Трамбл, Лелу Даулинг, Дороти Фонтана, Андре Нортон и многих-многих других, чьи имена тоже заслуживают упоминания). Я знакомилась с ними на фестивалях научной фантастики и фентези. Я была одной из многих энергичных женщин-писателей, и влилась в ряды независимых издателей комиксов в 1978 году примерно с таким настроем: Ну, разумеется, женщины могут дать сто очков вперёд и создать настоящий шедевр в сфере развлечений! Я сама это видела не раз!
В мейнстримовых комиксах того времени женщин-писателей действительно было немного, а в только нарождающихся независимых комиксах и того меньше. Но они всё-таки были: Мари Северин, Мэри Джо Даффи, Луиза Симонсон, Джен Дуурсима и так далее. Поэтому я не чувствовала себя таким уж исключением. И это хорошо, потому что при всём том огромном объёме работы, который нам с Ричардом приходилось делать, с этими последними-распоследними "крайними" сроками, которые нужно было соблюсти, было бы ужасно тяжело ещё и беспокоиться, хорошая ли я ролевая модель. Когда стало множиться количество интервью и статей об Эльфквесте, конечно, возник некоторый акцент на моём, вроде как, уникальном статусе. Меня действительно представляли как редкий экземпляр, художницу и писателя, женщину, которая типа заняла свою уникальную нишу с несомненно нетипичным для фентези сочинением. И это в индустрии, помешавшейся на супергероике, где доминировали мужчины. Тридцать пять лет спустя обо мне до сих пор говорят и пишут в такой же манере. Возобновляя издание Эльфквеста через Даркхорс в 2013 году, мы обратили внимание, что стали получать даже больше положительных отзывов, чем раньше. Теперь очевидно, что меня всё больше и больше воспринимают как пионера независимых комиксов. Вот такое определение нравится мне больше всего, не взирая даже на грамматический род: "пионер". Что ж, если хотите, я горжусь быть сильной, упорной, повидавшей жизнь пионеркой, да.

Ханна: Как вам кажется, количество женщин, работающих в сфере комиксов, снижается или растёт? Бывали ли десятилетия или периоды, где женщины, авторы комиксов, становились заметнее, или их всегда было мало?
Венди Пини: По-моему, дело обстоит так.Что касается комиксов, предметом интереса женщин никогда не была супергероика. Я бы сказала, что пик появления женщин-авторов на арене комиксов, особенно независимых, пришёлся на 90-е годы. Это было это связано с огромным ростом популярности японского аниме и манги. За эти годы я посмотрела сотни работ, портфолио девочек и женщин, и с уверенностью могу сказать, что самые подающие надежды женщины-комиксисты, испытали на себе влияние стиля аниме и манги. Сам их стиль – очень женственный, изящный и чувственный, в противоположность графике комиксов о супергероях. Графический стиль манги естественным образом тяготеет к фентези, романтике, сверхъестестенному и ужасам, и огромная часть читательниц как раз это и любит.
Эльфквест считается первым американским фэнтези комиксом, испытавшим на себе влияние манги и аниме. Некоторые даже называют его первой американской мангой. В 1970-х годах индустрия комиксов не вполне понимала, что делать с моим стилем повествования, а сообщество фанатов японских комиксов в то время было маленьким, саму мангу было трудно достать. Когда в 90-е годы одновременно со всплеском поп-культуры в страну хлынул вал импортных аниме, таких как DragonBall Z и множество других, Эльфквест, который опередил своё время, внезапно оказался востребованным и современным. Внезапно его стали покупать люди, которые не покупали его раньше. Вот тогда-то Голливуд и начал усиленно присматриваться к сюжетам об эльфах, но мы ещё не знаем, к чему это приведёт.
Я глубоко убеждена, что именно женщины-фанаты стали двигателем этого феноменального интереса к манге и аниме в конце 1990-х годов. Именно неудовлетворённый интерес женской аудитории потребителей стал причиной того, что в больших сетевых книжных магазинах полки начали ломиться от манги, а американские издатели манги стали появляться, как грибы после дождя, дюжинами. И, закономерно, следом толпами повалили женщины-авторы, которые принесли на рынок свои собственные, вдохновлённые мангой, комиксы. Некоторым удавалось продать права издателям, другие начали издаваться сами, ибо интернет изобиловал информацией, как это делать и с чего начать. Не взирая на спад бума аниме, который пришёлся на начало 2000-х, мы даже больше, чем прежде, стали веб-комиксы и самостоятельно изданные журнальчики комиксов, испытавших сильнейшее влияние манги. Комиксов со всевозможными новыми сюжетами, созданных женщинами. Комиксовые конвенты стали для них огромным подспорьем, помогли заявить о себе.

Ханна: В какой момент вы поняли, что Эльфквест вполне может так расшириться и вырасти? Вы могли представить, что история продлится столько лет, в дни, когда всё только начиналось?
Венди Пини: Это осознание возникло у насс Ричардом постепенно и вызвало смешанные чувства. Эльфквест был редкой птицей, словно молния, пойманная в банку в особенном месте в особенное время. Такое не повторяется. И судьба этого чуда зависела от нас. От фанатов шёл огромный вал отзывов, и столь же велики были их ожидания. Все эти годы нам приходилось тонко балансировать, с одной стороны оставаться верными нашему видению сюжета и задуманным персонажам, с другой – пытаться доставлять радость фанатам. Нам предстояло рассказать приключенческую историю, и мы знали, что это займёт годы, хотя и не представляли, что так много. Я люблю шутить на эту тему, что, знай я, что и в 2014 году мне придётся рисовать всех этих до чёртиков детальных эльфов, я бы все 700 штук создала лысыми, голыми и одинаковыми. Несмотря на это, я благодарна и рада, что Эльфквест остаётся популярным так долго. Эльфквест стал семейной книгой, родители и даже дедушки с бабушками передают его своим детям и внукам – ну, то есть когда дети достаточно подрастут, чтобы быть готовыми увидеть знаменитую сцену оргии!

Ханна: Вы могли бы немного рассказать нам, как было принято решение передать архивные копии Эльфквеста Колумбийскому университету? Какое влияние вы надеетесь оказать этим на восприятие комиксов будущими поколениями?
Венди Пини: В 2012 году на конвенте в СанДиего потрясающая, полная энергии женщина по имени Карен Грин пришла нанаш стенд на Аллее Художников. Я как раз работала над каким-то наброском, и она беседовала в основном с Ричардом. Карен – хранитель отдела древней и средневековой истории в библиотеке Колумбийского университета, а так же куратор колумбийской коллекции графических романов, который она создала и, можно сказать, выбила, будучи любителем подобного вида литературы. Вы, наверное, уже поняли, что я ею восхищаюсь? Так вот, она спросила Ричарда, сохранились ли в распоряжении Warp Graphics оригинальные рисунки Эльфквеста и скрипты страниц, и не хотели бы мы передать их университету? Это казалось каким-то чудом, сном наяву, так что мы аж чуть не заплакали. Знаете, ведь Ричард по духу – настоящий архивный работник. Все годы, что мы вместе, он тщательно и скрупулёзно создавал архив, верно собирал все мои оригинальные работы, начиная с самых детских, сохранил всё, что было возможно. Ещё до Эльфквеста я продавала свои рисунки на конвентах и делала работы на заказ. Но мы никогда не продавали оригинальные страницы Эльфквеста и очень мало – дополнительных материалов. Для нас это было бы всё равно, что расстаться с собственными детьми. Так что, благодаря Ричарду, всё сохранилось в превосходном состоянии. И, сказать по правде, теперь нам обоим за 60, и в какой-то момент мы начали раздумывать, что делать со всем этим богатством. Карен предложила передать всё университету, не только рисунки, связанные с Эльфквестом, но и более ранние работы, даже мой костюм Рыжей Сони! И это было просто чудесное решение нашей проблемы.
В особенности потому, что таким образом коллекция Warp Graphics окажется доступна всем желающим до тех пор, пока стоит университет, не только студентам. И я надеюсь, что мои работы будут обращены к следующим поколениям художников и писателей, как иллюстрация, что повествование в фентези – это своеобразный способ описать и, возможно, выявить какие-то особенности человеческой натуры. Комиксы способны показать это читателю, и в силу этого крайне значимы. Любые комиксы.
Главная черта моей работы – эмоциональность, глубина переживания. Я сторонник традиционного подхода к иллюстрированному повествованию, я считаю, что он должен базироваться на развитии характера персонажей, на том, что Джозеф Кэмпбелл называл "Герой и его Путешествие". За годы своей работы я испробовала всевозможные приёмы, пытаясь создать эмоциональную связь считателем через сочетание слов, игру света и тени, цвет, так чтобы они сложились в своеобразную музыку. Я верю ,если по-настоящему сумеешь вызвать чувство в человеке, позволишь ему услышать эту музыку, сможешь изменить его жизнь. Так же как меня в своё время изменили классические иллюстрации, музыка и литература, с которыми меня в детстве познакомила моя бабушка и учитель, Хелен Флетчер, и мои родители, Стюарт и Бет Флетчер, которым я буду вечно за это благодарна.
Так, через посредстничество Карен Грин и библиотеки Колумбийского университета, я надеюсь, мои работы достигнут и, возможно, вдохновят других. Для меня нет большей радости, чем видеть, как зажигаются у кого-то глаза при рождении идеи, которая навеяна моими работами. Для этого они и нужны.

Ханна: Не находите ли вы некоторых параллелей между собственным решением в те или иные моменты истории издавать Эльфквест самостоятельно и нынешним трендом авторских комиксов, когда многие авторы издают комиксы сами, сами создают себе аудиторию? Какой совет вы дали бы таким самостоятельным издателям сейчас?
Венди Пини: Эльфквест, как и Трубкозуб Серебас, Первое Королевство и Star*Reach возник вместе с движениемнезависимых комиксов в середине 70-х. В те годы каждое из этих названий звучало странно, непонятно, неудобоваримо. Мейнстрим просто не знал, что с ними делать. Но аудитория, в особенности женская, которая в то время по большей части игнорировалась, была уже готова к ним. Но пришло время, и поляна оказалась расчищена для их появления. На полках в те годы образовалось свободное место, готовое принять на себя новые книги. Эльфквест стал первым графическим романом в Америке, который вырвался в большие книжные магазины, и, кстати, вызвал бешеный успех. Он проторил дорогу многим после себя. Это было уникальное, неповторимое время. Теперь всё иначе. Есть только один крупный дистрибьютор комиксов и несравненно большая конкуренция за место на полке, или за то, что от этого места осталось. Большие сетевые книжные почти исчезли. Количество семейных книжных магазинов существенно уменьшилось. Мейнстрим уже не способен продавать прежние объёмы.
Однако образовалось относительно новое поле, которое сильно напоминает ту чистую полянку 70-х. Поляна зывается интернет. Лучшее, что я могу посоветовать начинающему издателю своего комикса: разберитесь в том, как устроен интернет. Нам с Ричардом в 70-е пришлось учиться тому, как издавать самостоятельно, на собственной шкуре. Теперь этот навык стал даже более важен, потому что нынешняя конкуренция куда жёстче, и ваши шансы найти издателя, который захочет купить права на вашу работу, крайне малы.
Поэтому научитесь представлять себя сами в интернете. Запустите свой комикс сперва на персональном сайте, создайте там аудиторию. Научитесь рекламировать себя и свою работу в социальных сетях. Именно так мы запустили мой веб-комикс для взрослых, "Маску красной смерти" в 2007 году. Одного моего имени было недостаточно, чтобы привлечь множество читателей. Но мы знали, что эта работа способна найти свою нишу, если ей удастся обрести аудиторию. И так постепенно, через сетевые взаимодействия, аудитория пришла. Теперь "Маска" должна стать основой для бродвейского мюзикла! Будет мудро и предусмотрительно не бросать свою основную работу, а вдобавок к этому – разместить кнопку "Спонсировать"на своём вебсайте, чтобы подпитывать свой банковский счёт онлайн переводами. Краудфандинг помог множеству превосходных интернет-комиксов выйти в печать. Нужно посещать как можно больше комиксовых конвентов, столько, сколько можете себе позволить. Общаться, общаться, общаться другими независимыми авторами, узнать, в каких типографиях они печатаются, кто их распространяет. Вам нужно понять, каким тиражом издать свой комикс? Какие будут затраты? Сколько на всёэто есть времени?
Всё это само собой разумеется. Но чтобы остаться в игре, помимо всего этого вам предстоит сделать (и делать регулярно) самое трудное – найти время собственно на творческую работу над своим комиксом. Это и будет настоящим испытанием вашей творческой страсти и решимости. Если вы действительно очень-очень этого хотите, оно свершится. Следуйте примеру тех, кто действует по этому принципу.

Ханна: Как вы считаете, какие основные факторы в дальнейшем определят, увидим ли мы больше женщин авторов в области комиксов? Что для этого нужно? Чтобы женщины настойчиво добиваться издания своих работ? Или, просто мейнстримовым издательствам следует более активно привлекать женщин-художников и авторов?
Венди Пини: Может быть, я выскажусь немного категорично, но я не считаю, что именно мейнстримовые издательства в ответе за эту ситуацию, как некоторые часто жалуются. Что, мол, это они плохо привлекают женщин авторов и художников. Теперь, прежде чем вы достанете бейсбольные биты, добавлю вот ещё что. Видите ли, я видела комиксоиздание не только с его креативной стороны, я видела и издательскую изнанку. Хотя Ричард, конечно, делал львиную долю этой работы.
Любые издатели, будь то мейнстрим или независимые, всегда на карачках ползают, выискивая по крупицам талантливых людей, способных делать качественный продукт, соблюдая при этом сроки. Warp Graphics, конечно, стёр себе все колени ещё в 90-егоды, когда мы издавали по несколькоразных тайтлов в месяц. Мужчина вы там, женщина или галочка "иное", нам было всё равно, главное чтобы вы могли рисовать эльфов нашего типажа, или писать хорошие сюжеты для Эльфквеста, и соблюдать наши сроки. В этом смысле мы сами действовали точно так же, как мейнстримовые издательства и независимые конкуренты. Честное слово, мейнстримовые женщины-авторы вроде Ким Йейл (Бэтмен, Стартрек: Новое поколение) и Кристи Маркс (Сестринство стали, Джем), писательница Джоеллин Аукландус и художница ЛоррейнРейес, трудились для нас бок о бок смужчинами, Джоном Бирном и Джоном Острандером.
Что я хочу этим сказать: если вы художник или писатель и при этом – женщина, и вы работаете быстро, качественно, можете соблюдать график, на мой взгляд, у вас есть все шансы получать работу как от мейнстрима, так и от независимых издателей, ибо на рынке большая конкуренция. Аманда Коннер – тому прекрасный пример, как и Джилл Томпсон. Но вам придётся давать издателю то, что ему нужно. Марвел и ДС в основном завязаны на супергероике. Но где вы видели женщин, которым нравится рисовать покрытые венами, потные, мускулистые, накачанные тестостероном мужские тела с минимальным количеством одежды. (И такие же женские!) И рисовать, как они лупят друг друга. Опыт подсказывает, что таких художниц мало. Обе эти компании издают и другие работы, но парни и девчонки, вываливающиеся из своих трико – это их конёк. Эльфквест был в руках у ДС почти четырегода, и мы с ними издали чудесные книги. Но в конечном итоге они просто не"прочувствовали" Эльфквест, не поняли, как его позиционировать на рынке. ДС выбрало Бэтмена, предпочтя его Рубаке. И это нормально. Мы расстались к обоюдному удовольствию. Но наше расставание – иллюстрация к моим наблюдениям. ДС издавал Эльфквест, не обращая совершенно никакого внимания к тому, какого я пола. Просто в какой-то момент им нужна была такая работа… а потом перестала быть нужна.
Прежде,чем перейти дальше, я хочу только одно отметить. Я серьёзно считаю, что подающим надежды женщинам-авторам нужно научиться постоять за себя. Я сейчас говорю про разного сексуальные домогательства. Разумеется, я уважаю и поддерживаю женщин, которые откровенно и логично высказываются за перемены в этой области. Но на сегодняшний день в сети слишком много злопыхательства и жалоб с позиции несчастной жертвы. Давайте говорить откровенно, вся индустрия развлечений контролируется раздутым мужским Эго. В одночасье это не изменится, если изменится вообще. Поэтому, если вы хотите влиться в этот бизнес, научитесь воспитывать в себе ощущение самодостаточности, терпение, хитрость и толстокожесть.
Всегда может оказаться, что редактор, арт-директор или издатель, куда женщина-авторпридёт получить отзыв на своё портфолио или предлагать свои сюжеты, является мужчиной. И ей нужно быть настороже, потому что некоторые из таких мужчин - ни в коем случае, не все - получают удовольствие от своей власти. Точно так же как и некоторые женщины. Я была свидетелем ужасного злобства от представителей обоих полов в этом бизнесе. Если взглянуть на это под таким углом, это выравнивает представление о неравноценности положений и условий игры.
Вы спросите, чему я научилась за почти что сорок лет работы на профессиональном поприще, как женщина? Мужчины стали более осторожны, но определённые базовые принципы поведения остались теми же. Когда гуру индустрии приглашает вас домой обсудить вашу работу, у вас должен зазвенеть звоночек. Дом мужчины – не место для проведения переговоров. Уважающий себя приличныймужчина даже не предложит такое, поэтому, если вы соглашаетесь на это, не будьте наивны.
Может быть, скажу несовсем политкорректно, но вдруг для кого-то это будет свежая мысль. Мне не кажется, что словесные нападки со стороны мужчины, хоть это и непрофессионально, можно автоматически расценивать как домогательства или злоупотребление силой. Это просто нападки, большое дело. Конечно, лучше, чтобы этого никогда не случалось, но если всё-таки случилось, воспринимайте это как проверку. Вместо того чтобы паниковать и расстраиваться, всегда можно выйти из ситуации с юмором и изяществом. И порой это может вывести вас на новый уровень – вы удостоитесь беспристрастного разбора вашей работы. Мужчины, облечённые властью, часто уважают хладнокровие в стиле Лорен Бэколл.
В общем, при первых признаках того, что с вами разговаривают враждебно или оскорбительно, не рубите сгоряча. Вообще не вступайте в разговор. Просто уходите с достоинством. Пусть это будет его деловая потеря. В море полно рыбы и без него. А вот если он схватит вас за руку или начнёт лапать (что со мной лично никогда не случалось, но случалось с другими), вот это уже домогательство, и это повод звонить 911.
В фильме "Мстители" Чёрная Вдова демонстрирует, что она сильнее угроз Локи изнасиловать её и его сексистких оскорблений. (Кстати, забавно,как миллионы фанаток сохнут по нему, хотя он и повёл себя подобным образом, не правда ли?) Никому не повредит последовать примеру Наташи и научиться защитить себя. А ещё не повредит приложить усилие и попытаться взглянуть на вещи мужскими глазами. Ибо вам придётся, в силу обстоятельств, работать с мужчинами. Поймите правила игры, и, я уверена, высможете играть в неё без поддавков.

Ханна: Можете ли вы назвать другую художницу, чей комикс, по вашему мнению, заслуживает особого внимания или может понравиться фанатам Эльфквеста?
Венди Пини: Я уже упоминала несколькоимён превосходных талантливых женщин, могу лишь добавить Рене ДеЛиз, которая делает крайне интересную и привлекательную графическую версию"Питера Пэна" на собранные краудфандингом средства. Я считаю, она заслуживает признания не только за качественную графику, но и за находчивость, с которой она задействовала Кикстартер для осуществления своей мечты. Также я хочу отметить Мэриан Чёрчленд, первую женщину-художника, нарисовавшую и раскрасившую историю о Конане для Даркхорс. И многие-многие другие. Просто посетите аллею Художников или различные стенды на любом крупном комик-конвенте. Там очень много женщин, которые с радостью и воодушевлением создают новые комиксы для вас, для читателя. И среди них встречаются просто поразительные работы.
Мы чрезвычайно благодарны вам, Венди, за ваше время и такие подробные ответы на наши вопросы. Вы – настоящий источник вдохновения для читателей и начинающих авторов комиксов. Полное собрание выпусков Эльфквеста доступно теперь онлайн совершенно бесплатно, хотя мы рекомендуем всем нашим читателям сделать добровольный взнос.
------------
Оригинал статьи можно почитать здесь: http://elfquestruoff.livejournal.com/855.html
URL записи
-----------
Оригинал статьи: bleedingcool.com
Перевод статьи: jet
Статья подготовлена для elfquest.ru
-----------

Венди Пини – художница и соавтор Эльфквеста. Вместе с мужем, Ричардом Пини, они прошли весь этот путь, испытали на себе все превратности комиксоиздательства, одними из первых изучили, что значит создавать авторский комикс. Венди Пини – не просто очередная фигура из номинации "женщина месяца" мира комиксов, она – настоящий архитектор истории комиксов и во многих отношениях первопроходец. Сегодня Венди Пини беседует с нами в рамках нашей колонки Bleeding Cool, где делится своей мудростью и откровенно рассказывает обо всём, чему научила её работа над Эльфквестом, о роли женщин в комиксах и о своих наблюдениях о развитии индустрии комиксов.
Но прежде, чем мы начнём, давайте взглянем на настоящее сокровище, оригинальный "промо" рисунок, который Венди Пини предложила на суд ДС и Марвел в 1977 году, за год до начала публикации в 1978.

читать дальшеХанна Минс-Шэннон: Венди, ваш опыт мире комиксов наверняка настолько обширен, что я даже не знаю, с чего начать. Начну с начала. Вам самой или другим в 1978 году казался необычным тот факт, что вы, будучи женщиной, решили делать свой комикс?
Венди Пини: Нет, мне не казалось, потому что я рисовала комиксы для себя с самого детства. Я брала рулон туалетной бумаги и рисовала цветными карандашами комикс, который разворачивался, словно свиток, где каждый квадратный листок отводился под новую сцену. Я всегда обожала анимированные мультфильмы, и, должно быть, уже в юном возрасте понимала, что комиксы и мультфильмы как-то связаны. Став подростком, я открыла для себя фанатское сообщество, где и встретила друзей, других фанатов, таких как Гэри Уолкер и Фред Паттен. Благодаря им я вступила в своеобразную игру, любительское издание комиксов через АРА (Amateur Publishing Associations = Ассоциации любительского книгоиздания, - прим.перев.) и фанзины. То было время сиреневых оттисков спиртовых гектографов, где, как мне тогда казалось, нужно самому рисовать каждую точку своих скринтонов. Ха-ха! Да, как женщина, в том зоопарке я была редкой зверушкой.
Но к началу 70-х годов, уже став профессиональным иллюстратором научной фантастики, я встретила много превосходных авторов женщин и художников, как профессионалов, так и любителей. (Среди них можно назвать Алисию Остин, Бьё Трамбл, Лелу Даулинг, Дороти Фонтана, Андре Нортон и многих-многих других, чьи имена тоже заслуживают упоминания). Я знакомилась с ними на фестивалях научной фантастики и фентези. Я была одной из многих энергичных женщин-писателей, и влилась в ряды независимых издателей комиксов в 1978 году примерно с таким настроем: Ну, разумеется, женщины могут дать сто очков вперёд и создать настоящий шедевр в сфере развлечений! Я сама это видела не раз!
В мейнстримовых комиксах того времени женщин-писателей действительно было немного, а в только нарождающихся независимых комиксах и того меньше. Но они всё-таки были: Мари Северин, Мэри Джо Даффи, Луиза Симонсон, Джен Дуурсима и так далее. Поэтому я не чувствовала себя таким уж исключением. И это хорошо, потому что при всём том огромном объёме работы, который нам с Ричардом приходилось делать, с этими последними-распоследними "крайними" сроками, которые нужно было соблюсти, было бы ужасно тяжело ещё и беспокоиться, хорошая ли я ролевая модель. Когда стало множиться количество интервью и статей об Эльфквесте, конечно, возник некоторый акцент на моём, вроде как, уникальном статусе. Меня действительно представляли как редкий экземпляр, художницу и писателя, женщину, которая типа заняла свою уникальную нишу с несомненно нетипичным для фентези сочинением. И это в индустрии, помешавшейся на супергероике, где доминировали мужчины. Тридцать пять лет спустя обо мне до сих пор говорят и пишут в такой же манере. Возобновляя издание Эльфквеста через Даркхорс в 2013 году, мы обратили внимание, что стали получать даже больше положительных отзывов, чем раньше. Теперь очевидно, что меня всё больше и больше воспринимают как пионера независимых комиксов. Вот такое определение нравится мне больше всего, не взирая даже на грамматический род: "пионер". Что ж, если хотите, я горжусь быть сильной, упорной, повидавшей жизнь пионеркой, да.

Ханна: Как вам кажется, количество женщин, работающих в сфере комиксов, снижается или растёт? Бывали ли десятилетия или периоды, где женщины, авторы комиксов, становились заметнее, или их всегда было мало?
Венди Пини: По-моему, дело обстоит так.Что касается комиксов, предметом интереса женщин никогда не была супергероика. Я бы сказала, что пик появления женщин-авторов на арене комиксов, особенно независимых, пришёлся на 90-е годы. Это было это связано с огромным ростом популярности японского аниме и манги. За эти годы я посмотрела сотни работ, портфолио девочек и женщин, и с уверенностью могу сказать, что самые подающие надежды женщины-комиксисты, испытали на себе влияние стиля аниме и манги. Сам их стиль – очень женственный, изящный и чувственный, в противоположность графике комиксов о супергероях. Графический стиль манги естественным образом тяготеет к фентези, романтике, сверхъестестенному и ужасам, и огромная часть читательниц как раз это и любит.
Эльфквест считается первым американским фэнтези комиксом, испытавшим на себе влияние манги и аниме. Некоторые даже называют его первой американской мангой. В 1970-х годах индустрия комиксов не вполне понимала, что делать с моим стилем повествования, а сообщество фанатов японских комиксов в то время было маленьким, саму мангу было трудно достать. Когда в 90-е годы одновременно со всплеском поп-культуры в страну хлынул вал импортных аниме, таких как DragonBall Z и множество других, Эльфквест, который опередил своё время, внезапно оказался востребованным и современным. Внезапно его стали покупать люди, которые не покупали его раньше. Вот тогда-то Голливуд и начал усиленно присматриваться к сюжетам об эльфах, но мы ещё не знаем, к чему это приведёт.
Я глубоко убеждена, что именно женщины-фанаты стали двигателем этого феноменального интереса к манге и аниме в конце 1990-х годов. Именно неудовлетворённый интерес женской аудитории потребителей стал причиной того, что в больших сетевых книжных магазинах полки начали ломиться от манги, а американские издатели манги стали появляться, как грибы после дождя, дюжинами. И, закономерно, следом толпами повалили женщины-авторы, которые принесли на рынок свои собственные, вдохновлённые мангой, комиксы. Некоторым удавалось продать права издателям, другие начали издаваться сами, ибо интернет изобиловал информацией, как это делать и с чего начать. Не взирая на спад бума аниме, который пришёлся на начало 2000-х, мы даже больше, чем прежде, стали веб-комиксы и самостоятельно изданные журнальчики комиксов, испытавших сильнейшее влияние манги. Комиксов со всевозможными новыми сюжетами, созданных женщинами. Комиксовые конвенты стали для них огромным подспорьем, помогли заявить о себе.

Ханна: В какой момент вы поняли, что Эльфквест вполне может так расшириться и вырасти? Вы могли представить, что история продлится столько лет, в дни, когда всё только начиналось?
Венди Пини: Это осознание возникло у насс Ричардом постепенно и вызвало смешанные чувства. Эльфквест был редкой птицей, словно молния, пойманная в банку в особенном месте в особенное время. Такое не повторяется. И судьба этого чуда зависела от нас. От фанатов шёл огромный вал отзывов, и столь же велики были их ожидания. Все эти годы нам приходилось тонко балансировать, с одной стороны оставаться верными нашему видению сюжета и задуманным персонажам, с другой – пытаться доставлять радость фанатам. Нам предстояло рассказать приключенческую историю, и мы знали, что это займёт годы, хотя и не представляли, что так много. Я люблю шутить на эту тему, что, знай я, что и в 2014 году мне придётся рисовать всех этих до чёртиков детальных эльфов, я бы все 700 штук создала лысыми, голыми и одинаковыми. Несмотря на это, я благодарна и рада, что Эльфквест остаётся популярным так долго. Эльфквест стал семейной книгой, родители и даже дедушки с бабушками передают его своим детям и внукам – ну, то есть когда дети достаточно подрастут, чтобы быть готовыми увидеть знаменитую сцену оргии!

Ханна: Вы могли бы немного рассказать нам, как было принято решение передать архивные копии Эльфквеста Колумбийскому университету? Какое влияние вы надеетесь оказать этим на восприятие комиксов будущими поколениями?
Венди Пини: В 2012 году на конвенте в СанДиего потрясающая, полная энергии женщина по имени Карен Грин пришла нанаш стенд на Аллее Художников. Я как раз работала над каким-то наброском, и она беседовала в основном с Ричардом. Карен – хранитель отдела древней и средневековой истории в библиотеке Колумбийского университета, а так же куратор колумбийской коллекции графических романов, который она создала и, можно сказать, выбила, будучи любителем подобного вида литературы. Вы, наверное, уже поняли, что я ею восхищаюсь? Так вот, она спросила Ричарда, сохранились ли в распоряжении Warp Graphics оригинальные рисунки Эльфквеста и скрипты страниц, и не хотели бы мы передать их университету? Это казалось каким-то чудом, сном наяву, так что мы аж чуть не заплакали. Знаете, ведь Ричард по духу – настоящий архивный работник. Все годы, что мы вместе, он тщательно и скрупулёзно создавал архив, верно собирал все мои оригинальные работы, начиная с самых детских, сохранил всё, что было возможно. Ещё до Эльфквеста я продавала свои рисунки на конвентах и делала работы на заказ. Но мы никогда не продавали оригинальные страницы Эльфквеста и очень мало – дополнительных материалов. Для нас это было бы всё равно, что расстаться с собственными детьми. Так что, благодаря Ричарду, всё сохранилось в превосходном состоянии. И, сказать по правде, теперь нам обоим за 60, и в какой-то момент мы начали раздумывать, что делать со всем этим богатством. Карен предложила передать всё университету, не только рисунки, связанные с Эльфквестом, но и более ранние работы, даже мой костюм Рыжей Сони! И это было просто чудесное решение нашей проблемы.
В особенности потому, что таким образом коллекция Warp Graphics окажется доступна всем желающим до тех пор, пока стоит университет, не только студентам. И я надеюсь, что мои работы будут обращены к следующим поколениям художников и писателей, как иллюстрация, что повествование в фентези – это своеобразный способ описать и, возможно, выявить какие-то особенности человеческой натуры. Комиксы способны показать это читателю, и в силу этого крайне значимы. Любые комиксы.
Главная черта моей работы – эмоциональность, глубина переживания. Я сторонник традиционного подхода к иллюстрированному повествованию, я считаю, что он должен базироваться на развитии характера персонажей, на том, что Джозеф Кэмпбелл называл "Герой и его Путешествие". За годы своей работы я испробовала всевозможные приёмы, пытаясь создать эмоциональную связь считателем через сочетание слов, игру света и тени, цвет, так чтобы они сложились в своеобразную музыку. Я верю ,если по-настоящему сумеешь вызвать чувство в человеке, позволишь ему услышать эту музыку, сможешь изменить его жизнь. Так же как меня в своё время изменили классические иллюстрации, музыка и литература, с которыми меня в детстве познакомила моя бабушка и учитель, Хелен Флетчер, и мои родители, Стюарт и Бет Флетчер, которым я буду вечно за это благодарна.
Так, через посредстничество Карен Грин и библиотеки Колумбийского университета, я надеюсь, мои работы достигнут и, возможно, вдохновят других. Для меня нет большей радости, чем видеть, как зажигаются у кого-то глаза при рождении идеи, которая навеяна моими работами. Для этого они и нужны.

Ханна: Не находите ли вы некоторых параллелей между собственным решением в те или иные моменты истории издавать Эльфквест самостоятельно и нынешним трендом авторских комиксов, когда многие авторы издают комиксы сами, сами создают себе аудиторию? Какой совет вы дали бы таким самостоятельным издателям сейчас?
Венди Пини: Эльфквест, как и Трубкозуб Серебас, Первое Королевство и Star*Reach возник вместе с движениемнезависимых комиксов в середине 70-х. В те годы каждое из этих названий звучало странно, непонятно, неудобоваримо. Мейнстрим просто не знал, что с ними делать. Но аудитория, в особенности женская, которая в то время по большей части игнорировалась, была уже готова к ним. Но пришло время, и поляна оказалась расчищена для их появления. На полках в те годы образовалось свободное место, готовое принять на себя новые книги. Эльфквест стал первым графическим романом в Америке, который вырвался в большие книжные магазины, и, кстати, вызвал бешеный успех. Он проторил дорогу многим после себя. Это было уникальное, неповторимое время. Теперь всё иначе. Есть только один крупный дистрибьютор комиксов и несравненно большая конкуренция за место на полке, или за то, что от этого места осталось. Большие сетевые книжные почти исчезли. Количество семейных книжных магазинов существенно уменьшилось. Мейнстрим уже не способен продавать прежние объёмы.
Однако образовалось относительно новое поле, которое сильно напоминает ту чистую полянку 70-х. Поляна зывается интернет. Лучшее, что я могу посоветовать начинающему издателю своего комикса: разберитесь в том, как устроен интернет. Нам с Ричардом в 70-е пришлось учиться тому, как издавать самостоятельно, на собственной шкуре. Теперь этот навык стал даже более важен, потому что нынешняя конкуренция куда жёстче, и ваши шансы найти издателя, который захочет купить права на вашу работу, крайне малы.
Поэтому научитесь представлять себя сами в интернете. Запустите свой комикс сперва на персональном сайте, создайте там аудиторию. Научитесь рекламировать себя и свою работу в социальных сетях. Именно так мы запустили мой веб-комикс для взрослых, "Маску красной смерти" в 2007 году. Одного моего имени было недостаточно, чтобы привлечь множество читателей. Но мы знали, что эта работа способна найти свою нишу, если ей удастся обрести аудиторию. И так постепенно, через сетевые взаимодействия, аудитория пришла. Теперь "Маска" должна стать основой для бродвейского мюзикла! Будет мудро и предусмотрительно не бросать свою основную работу, а вдобавок к этому – разместить кнопку "Спонсировать"на своём вебсайте, чтобы подпитывать свой банковский счёт онлайн переводами. Краудфандинг помог множеству превосходных интернет-комиксов выйти в печать. Нужно посещать как можно больше комиксовых конвентов, столько, сколько можете себе позволить. Общаться, общаться, общаться другими независимыми авторами, узнать, в каких типографиях они печатаются, кто их распространяет. Вам нужно понять, каким тиражом издать свой комикс? Какие будут затраты? Сколько на всёэто есть времени?
Всё это само собой разумеется. Но чтобы остаться в игре, помимо всего этого вам предстоит сделать (и делать регулярно) самое трудное – найти время собственно на творческую работу над своим комиксом. Это и будет настоящим испытанием вашей творческой страсти и решимости. Если вы действительно очень-очень этого хотите, оно свершится. Следуйте примеру тех, кто действует по этому принципу.

Ханна: Как вы считаете, какие основные факторы в дальнейшем определят, увидим ли мы больше женщин авторов в области комиксов? Что для этого нужно? Чтобы женщины настойчиво добиваться издания своих работ? Или, просто мейнстримовым издательствам следует более активно привлекать женщин-художников и авторов?
Венди Пини: Может быть, я выскажусь немного категорично, но я не считаю, что именно мейнстримовые издательства в ответе за эту ситуацию, как некоторые часто жалуются. Что, мол, это они плохо привлекают женщин авторов и художников. Теперь, прежде чем вы достанете бейсбольные биты, добавлю вот ещё что. Видите ли, я видела комиксоиздание не только с его креативной стороны, я видела и издательскую изнанку. Хотя Ричард, конечно, делал львиную долю этой работы.
Любые издатели, будь то мейнстрим или независимые, всегда на карачках ползают, выискивая по крупицам талантливых людей, способных делать качественный продукт, соблюдая при этом сроки. Warp Graphics, конечно, стёр себе все колени ещё в 90-егоды, когда мы издавали по несколькоразных тайтлов в месяц. Мужчина вы там, женщина или галочка "иное", нам было всё равно, главное чтобы вы могли рисовать эльфов нашего типажа, или писать хорошие сюжеты для Эльфквеста, и соблюдать наши сроки. В этом смысле мы сами действовали точно так же, как мейнстримовые издательства и независимые конкуренты. Честное слово, мейнстримовые женщины-авторы вроде Ким Йейл (Бэтмен, Стартрек: Новое поколение) и Кристи Маркс (Сестринство стали, Джем), писательница Джоеллин Аукландус и художница ЛоррейнРейес, трудились для нас бок о бок смужчинами, Джоном Бирном и Джоном Острандером.
Что я хочу этим сказать: если вы художник или писатель и при этом – женщина, и вы работаете быстро, качественно, можете соблюдать график, на мой взгляд, у вас есть все шансы получать работу как от мейнстрима, так и от независимых издателей, ибо на рынке большая конкуренция. Аманда Коннер – тому прекрасный пример, как и Джилл Томпсон. Но вам придётся давать издателю то, что ему нужно. Марвел и ДС в основном завязаны на супергероике. Но где вы видели женщин, которым нравится рисовать покрытые венами, потные, мускулистые, накачанные тестостероном мужские тела с минимальным количеством одежды. (И такие же женские!) И рисовать, как они лупят друг друга. Опыт подсказывает, что таких художниц мало. Обе эти компании издают и другие работы, но парни и девчонки, вываливающиеся из своих трико – это их конёк. Эльфквест был в руках у ДС почти четырегода, и мы с ними издали чудесные книги. Но в конечном итоге они просто не"прочувствовали" Эльфквест, не поняли, как его позиционировать на рынке. ДС выбрало Бэтмена, предпочтя его Рубаке. И это нормально. Мы расстались к обоюдному удовольствию. Но наше расставание – иллюстрация к моим наблюдениям. ДС издавал Эльфквест, не обращая совершенно никакого внимания к тому, какого я пола. Просто в какой-то момент им нужна была такая работа… а потом перестала быть нужна.
Прежде,чем перейти дальше, я хочу только одно отметить. Я серьёзно считаю, что подающим надежды женщинам-авторам нужно научиться постоять за себя. Я сейчас говорю про разного сексуальные домогательства. Разумеется, я уважаю и поддерживаю женщин, которые откровенно и логично высказываются за перемены в этой области. Но на сегодняшний день в сети слишком много злопыхательства и жалоб с позиции несчастной жертвы. Давайте говорить откровенно, вся индустрия развлечений контролируется раздутым мужским Эго. В одночасье это не изменится, если изменится вообще. Поэтому, если вы хотите влиться в этот бизнес, научитесь воспитывать в себе ощущение самодостаточности, терпение, хитрость и толстокожесть.
Всегда может оказаться, что редактор, арт-директор или издатель, куда женщина-авторпридёт получить отзыв на своё портфолио или предлагать свои сюжеты, является мужчиной. И ей нужно быть настороже, потому что некоторые из таких мужчин - ни в коем случае, не все - получают удовольствие от своей власти. Точно так же как и некоторые женщины. Я была свидетелем ужасного злобства от представителей обоих полов в этом бизнесе. Если взглянуть на это под таким углом, это выравнивает представление о неравноценности положений и условий игры.
Вы спросите, чему я научилась за почти что сорок лет работы на профессиональном поприще, как женщина? Мужчины стали более осторожны, но определённые базовые принципы поведения остались теми же. Когда гуру индустрии приглашает вас домой обсудить вашу работу, у вас должен зазвенеть звоночек. Дом мужчины – не место для проведения переговоров. Уважающий себя приличныймужчина даже не предложит такое, поэтому, если вы соглашаетесь на это, не будьте наивны.
Может быть, скажу несовсем политкорректно, но вдруг для кого-то это будет свежая мысль. Мне не кажется, что словесные нападки со стороны мужчины, хоть это и непрофессионально, можно автоматически расценивать как домогательства или злоупотребление силой. Это просто нападки, большое дело. Конечно, лучше, чтобы этого никогда не случалось, но если всё-таки случилось, воспринимайте это как проверку. Вместо того чтобы паниковать и расстраиваться, всегда можно выйти из ситуации с юмором и изяществом. И порой это может вывести вас на новый уровень – вы удостоитесь беспристрастного разбора вашей работы. Мужчины, облечённые властью, часто уважают хладнокровие в стиле Лорен Бэколл.
В общем, при первых признаках того, что с вами разговаривают враждебно или оскорбительно, не рубите сгоряча. Вообще не вступайте в разговор. Просто уходите с достоинством. Пусть это будет его деловая потеря. В море полно рыбы и без него. А вот если он схватит вас за руку или начнёт лапать (что со мной лично никогда не случалось, но случалось с другими), вот это уже домогательство, и это повод звонить 911.
В фильме "Мстители" Чёрная Вдова демонстрирует, что она сильнее угроз Локи изнасиловать её и его сексистких оскорблений. (Кстати, забавно,как миллионы фанаток сохнут по нему, хотя он и повёл себя подобным образом, не правда ли?) Никому не повредит последовать примеру Наташи и научиться защитить себя. А ещё не повредит приложить усилие и попытаться взглянуть на вещи мужскими глазами. Ибо вам придётся, в силу обстоятельств, работать с мужчинами. Поймите правила игры, и, я уверена, высможете играть в неё без поддавков.

Ханна: Можете ли вы назвать другую художницу, чей комикс, по вашему мнению, заслуживает особого внимания или может понравиться фанатам Эльфквеста?
Венди Пини: Я уже упоминала несколькоимён превосходных талантливых женщин, могу лишь добавить Рене ДеЛиз, которая делает крайне интересную и привлекательную графическую версию"Питера Пэна" на собранные краудфандингом средства. Я считаю, она заслуживает признания не только за качественную графику, но и за находчивость, с которой она задействовала Кикстартер для осуществления своей мечты. Также я хочу отметить Мэриан Чёрчленд, первую женщину-художника, нарисовавшую и раскрасившую историю о Конане для Даркхорс. И многие-многие другие. Просто посетите аллею Художников или различные стенды на любом крупном комик-конвенте. Там очень много женщин, которые с радостью и воодушевлением создают новые комиксы для вас, для читателя. И среди них встречаются просто поразительные работы.
Мы чрезвычайно благодарны вам, Венди, за ваше время и такие подробные ответы на наши вопросы. Вы – настоящий источник вдохновения для читателей и начинающих авторов комиксов. Полное собрание выпусков Эльфквеста доступно теперь онлайн совершенно бесплатно, хотя мы рекомендуем всем нашим читателям сделать добровольный взнос.
------------
Оригинал статьи можно почитать здесь: http://elfquestruoff.livejournal.com/855.html
URL записи
Вопрос: ❤
1. Да! | 3 | (100%) | |
Всего: | 3 |
@темы: интересности Квеста, остальное